Мастер клинка с выставкой в Свердловском краеведческом музее
Дата публикации 06.10.2016
В любом государстве, как и в каждой семье, есть традиции. Традиции есть и в Свердловском городском краеведческом музее. Одна из них — в сентябре месяце встречать Заслуженного мастера Луганщины — Александра Ткаленко, работами которого свердловчане могли восхищаться всего лишь несколько дней.
Работы мастера из г. Антрацит Александра Ткаленко получили признание ценителей не только в Луганской области, но и в целом мире. Александр делает клинки. Клинки, которыми можно перерубить знаменитую златоустовскую сталь. Шедевры, при изготовлении которых автор применяет возрожденную им старинную технологию украшения маршальского наградного оружия. Кстати, Александр единственный человек в мире, который смог разгадать утерянный столетие назад секрет Златоустовских оружейников.
Любовь к оружию у него с детства.
— Мой отец — заядлый охотник, у него была коллекция ножей, — рассказывает Александр Ткаленко. — Они были моими любимыми игрушками. Школьные тетради я разрисовывал эскизами разных видов холодного оружия — «белого оружия», как его называют в отличие от огнестрельного. Свой первый нож я смастерил в третьем классе, тайком, из пинцета. Кстати, до сих пор храню его как талисман.
Первый полноценный охотничий нож Александр изготовил в десятом классе. Его купил знакомый охотник за большие по тем временам деньги — 50 рублей. Именно тогда юный мастер понял, что его труд нужен людям.
Вернувшись из армии, в 1995 году Александр отправиться на заработки в Чехословакию. Однажды прогуливаясь по городу, он познакомился с мастерами, которые изготавливали ножи прямо на глазах у заказчиков. Это так впечатлило Александра, что он решил с того дня профессионально заниматься любимым делом. Вернулся домой, устроился работать на шахту, а в свободное время совершенствовал свое мастерство. Начав с реализации мелких партий ножей через охотничьи магазины Ростова-на-Дону, со временем мастер стал получать заказы от знатоков-коллекционеров и музеев на реставрацию антикварного оружия, изготовление так называемых реплик — копий старинных сабель и шпаг. Наиболее значительной реставрационной работой Александр считает восстановление клинка богато украшенной сабли ХVIII века для Ростовского краеведческого музея.
Вскоре начинающему мастеру предложили участвовать в выставке народных мастеров в родном Антраците. Чтобы быть достойно представленным на выставке, он с головой ушел в старые каталоги и книги, выискивая забытые рецепты художественной обработки металла. Клиночника поразила технология украшения наградного оружия для высшего офицерского состава армии Российской империи — «воронение синего побега», по которому специализировались златоустовские мастера в 20-е годы минувшего века. Год бился он над секретом создания этой красоты, и таки добился своего — методом проб и ошибок.
— Такой способ обработки — вовсе не мое изобретение, а старинная златоустовская техника, — говорит Александр Ткаленко. — При определенной температурной обработке металл приобретает либо синий, либо красный оттенок. Каково же было мое удивление, когда на выставке в Москве оружейники из Златоуста подходили и спрашивали: как это мне удается? Что за техника? Я им говорю: «Ребята, вы что? Это же ваше! А вы и не знаете!»
Теперь его клинки единственные в мире имеют синий цвет. Сначала Александр украшал в такой технике только ножи, а потом начал работать с длинными клинками (до 90 см). Поэтому все выставочные работы Ткаленко считаются высокохудожественными. Это не холодное оружие — Александр следует всем, предусмотренным законом, нормам.
В январе 2015 Заслуженный мастер Луганщины изготовил в дар президенту РФ В. В. Путину донскую казачью шашку. Также презентовал новый проект: «По замыслу, на мече будет изложена легенда, посвященная событиям 2014 года на Донбассе. Для его изготовления используются традиционные для моей стилистики материалы – литое серебро, слоновая кость и другие. Сохранилась и композиция «Диамантова Украина», которую уже успели окрестить пророческой из-за изображенного поникшего государственного флага. Теперь это — наша история».
Мастер не останавливается на достигнутом. Он постоянно в поиске. Освоив вакуумное литье, пытается изготавливать дамасскую сталь, модную нынче в ножевых изделиях. Верит, что найдет свой рецепт сварки и закалки.