Встреча-беседа посвященная 22 июля 1942 году.
Дата публикации 10.07.2019
10 июля в Свердловском городском краеведческом музее прошла встреча-беседа «Свердловск в годы немецко-фашистской оккупации 1942-1943 гг.». На мероприятие был приглашен пришкольный лагерь ООШ № 9. Ребятам был подготовлен архивный материал о периоде оккупации города и района в годы Великой Отечественной войны.
Свердловчанин Павел Иванович Цупко в своей книге «В оккупации» подробно описывает, как к границам нашего города приближалась война.
«По утрам с северо-запада стал доноситься гул артиллерийской канонады. Через город на восток хлынул поток беженцев и отступающих войск. Из города и района спешно увозилось не только оставшееся шахтное оборудование, но и сельскохозяйственная техника, угонялся колхозный скот, уезжали специалисты, советско-партийный актив, жители…
По улице, поднимая пыль, двигалась колонна красноармейцев. Лица их были потными, усталыми и серыми. У многих болели окровавленные повязки. Видно было, что бойцы шли давно, может всю ночь…»
Летом 1942 года, Донбасс все же был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 22 июля гитлеровскими захватчиками был захвачен последним из городов Луганской обл. – г. Свердловск. Противники установили режим кровавого террора и насилия. Для подавления сопротивления населения был создан огромный карательный аппарат. Он состоял из гестапо, СС, служба безопасности, полиции, жандармерии и других фашистских организаций и учреждений. Кроме того, в городах были созданы так называемые горуправы, в районах – районные управы, а в селах и поселках назначены старосты. Территория области была включена в особую военную зону, находившуюся непосредственно под властью военного командования.
Немецко-фашистские оккупанты установили строжайший режим пребывания населения на улице. Запрещалось собираться группами, проводить собрания, появляться на улице после 6 часов вечера. Для взятия на учет всех трудоспособных проводилась обязательная регистрация населения на биржах труда. Нарушение установленного порядка каралось смертельной казнью. Был установлен 12-14 часовой рабочий день. Разрушались и грабились промышленные предприятия, у крестьян отбирались все продукты, они облагались непосильными налогами. Десятки сотен людей умирали от голода и болезней. На территории Свердловска немцы ввели «новый порядок». Каратели могли себе позволить все: повесить, расстрелять, задушить, выжечь раскаленным металлом звезду на груди.
С первых же дней оккупации в городе и районе появилось антифашистское движение. Создается партизанский отряд и молодежная подпольная организация. К сожалению, долгое время документы, касающиеся периода оккупации города и района, были закрыты для общественности. Это привело к некому забвению подвигов наших земляков. Активными участниками свердловского подполья были: Дмитрий Калашников, Георгий Бережной, Федор Багнюк, Василий Буханько, Полина Гулько-Романченко, Лидия Бабарицкая, Зоя Дьякова, Ирина Пономарева и другие. Участники этой группы портили полевую и местную связь, выводили из строя железнодорожные стрелки, засыпали песок в бензобаки автомашин, прокалывали шины.
Из-за предательства в период с 21 января по 11 февраля 1943 года фашисты арестовали и зверски замучили более 60 участников антифашистского движения. Их тела уже после освобождения города и района были обнаружены в шурфе шахты № 23 и 22 февраля 1943 г. оттуда извлечены. По имеющимся свидетельствам в шурфе было 227 трупов, но последние тела извлечь из шурфа не представилось возможности ввиду залития их водой и совершенного разложения под обвалившейся вершиной породы.
Молодые патриоты во время ареста и пыток проявили стойкость и героизм. Их подвергали допросам, издевательствам и зверским избиениям. Сегодня на месте гибели свердловских подпольщиков стоит памятник. Как символ стойкости, мужества, любви к Родине. Символ оккупации и злодеяний фашистской армии.
За 7 месяцев пребывания в области немецко-фашистские оккупанты замучили, повесили, расстреляли, заживо сбросили в стволы шахт более 100 тыс. ни в чем не повинных граждан. Людей угоняли на каторжные работы, многие попали в концлагеря и там погибали. Прах погибших на Луганщине в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками воинов (а всего в боях за ее освобождение погибло около 120 тыс. солдат и офицеров) покоится в 717 братских, индивидуальных и безымянных захоронениях. На территории Свердловска и Свердловского района находится 27 братских могил советских воинов и мирных жителей погибших во время Великой Отечественной войны.
В городах и районах республики сооружено более тысячи памятников – мемориальных комплексов, пилонов, стел. Именами героев названы улицы, площади, кварталы, школы.