#каникулы_онлайн — Кролевецкий рушник
Дата публикации 11.06.2020
Рушник – это не просто красота.
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти. Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Рушник был украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы.
Издавна рушник считался многозначным и символическим изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нес в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рушники, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.
В этнографической коллекции Свердловского краеведческого музея рушники, которые изготовлялись в нашем районе и использовались в быту, занимают особое место. Коллекция начала формироваться с 1976 года и пополняется сегодня. В основном это случайные находки во время этнографических экспедиций по населенным пунктам нашего района, а в последнее время передача в дар музею жителями города и района. Коллекция насчитывает 52 единицы, большая часть датируется концом XIX началом XX века из сел Шарапкино, Кундрючье, Павловка, Астахово, Карпово и других, которые входили в состав Таганрогского округа Области Войска Донского. Рушники в основном использовались как обрядовые или настенно-декоративные, в основном с отбеленного конопляного полотна, реже из домотканого льняного полотна.
Нашу коллекцию рушников условно можно разделить на две основные группы: вышитые и тканные. Среди тканных наиболее ранний экспонат нашей коллекции – кролевецкий рушник, датированный первой половиной XIX века, найденный у жительницы с.Бирюково Шулики Нины Михайловны.
Изготовлялись кролевецкие рушники на ткацких станках с середины ХІХ столетия в г. Кролевец Сумской области и получили широкое распространение по всей Украине. Создавались в переборной технике белыми нитками на красном фоне или красными нитками на белом, что давало возможность ткачу свободно располагать на полотне узор с любыми геометризованными мотивами. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Размещали рядами изображения цветов, зверей, птиц. Среди птиц наиболее был популярен орел.
При изготовлении первых рушников использовалась льняная нить, но с середины XIX века начала применяться хлопчатобумажная. Для окрашивания нитей использовали то, что было под рукой, — червец (насекомые фиолетово-черного цвета – Coccus іllіcіs). Он жил на листьях дуба в большом количестве, поэтому проблем с сырьем не было. Насекомых собирали, сушили и производили красную краску всех оттенков. Своеобразной была технология заготовки сырья для тогдашнего ткацкого производства. Сначала выбирали посконь – стебли мужского рода конопли, которые давали более тонкое волокно и быстрее созревали. Потом брали женские стебли, выбирая их из земли с корнями. Ставили в копны на поле, чтобы высохли стебли, там же и молотили. После чего отвозили домой, мочили в прудах или реках, вновь высушивали, терли, трепали и мяли ногами… Не менее сложным был процесс прядения нити с помощью веретена. Только в XIX веке прялка вытеснила веретено.
О кролевецких рушниках как действительно о королевских можно рассказывать много интересного. В XIX веке на ярмарке за него платили как за корову. В свое время одному такому, созданному ткачом Федором Рындя, на Парижской выставке присудили серебряную медаль, а на Петербургской – золотую. В начале двадцатого века тканые изделия активно продавали за рубеж, и в одном из залов дворца Тюильри в Париже мебель была оббита украинскими плахтами, а стены декорированы кролевецкими рушниками. Они находились и в коллекциях многих музеев. Рушники и сейчас остаются главным символом Кролевца.
Рассказывая о рушниках, нельзя не упомянуть еще об одной связанной с ними легендарной истории. Современный музей кролевецкого ткачества располагается в усадьбе Огиевских. Именно здесь 25-26 августа 1859 года во время своего последнего путешествия по Украине гостил Тарас Шевченко. А впоследствии, в ночь с 4 на 5 мая 1861 года, в этой усадьбе стоял гроб с телом Кобзаря, по дороге на Чернечу гору под Каневом. А сотканный кролевецкий свадебный рушник покрывал гроб поэта.
Интересен и кролевецкий рушник из фондов нашего музея. На нем белый узор выполнен по красному полю. Орнаментальная композиция несимметрична. Все поле рушника разделено поперечными полосами на прямоугольники, заполненные разными узорами – ромбы и треугольники с зубчатыми сторонами. Четыре раза повторяется сдвоенное изображение геометризованных геральдических двуглавых орлов, над ними изображение силуэтов храмов. Изображенные геометрические фигуры расшифровываются как языческие символы, которые имеют космическое значение (огонь, солнечное божество) и являются символами чистоты и защиты. Этот рушник, скорее всего, был куплен на ярмарке и использовался как обрядовый или настенно-декоративный.
Наверное, у каждого из вас есть семейные реликвии, в частности рушники. Как вы думаете, почему эти старинные рушники так долго хранятся в ваших семьях. Попробуйте написать нам информацию о том, когда они появились в семье, кому принадлежали, где и как применяли, что изображено на полотне и значение для вас этой реликвии. Мы ждем ваши интересные рассказы.
В следующей статье я расскажу много нового и интересного о вышитых рушниках.
Главный хранитель фондов Лариса Сысенко