«Казачья слава – воинская слава»

Дата публикации 13.11.2020

12 ноября в краеведческом музее прошло мероприятие «Казачья слава – воинская слава», приуроченное к Всемирному Дню казачества.

День казачества, у которого с недавних пор статус всемирного праздника, отмечается во многих странах ежегодно во второй ноябрьский четверг. Сам праздник появился в 1989, инициатором его стала ООН. Но казаки – вольнолюбивый и колоритный народ, поэтому празднования проводятся в течение нескольких дней и в самых разных уголках России, и в других странах. В некоторых регионах праздник превращается в настоящий фестиваль, и участвуют в нем все, без исключения!

Среди казаков люди разных национальностей, но всех их объединяют высокая социальная активность, самобытная культура, вера традициям и глубокое понимание общечеловеческих ценностей.

Песни, исполняемые казачьим хором, являются душевными и они близки всем народам, независимо от того, где проживают люди.

На мероприятии присутствовали:  атаман Должанского юрта Виктор Николаевич Махров, первый товарищ Криницкий Григорий Анатольевич, председатель Совета стариков Должанского юрта Василий Федорович Мельник, помощник атамана Елена Владимировна Якубская, казаки – Новиков Виктор Григорьевич, Чураков Сергей Геннадиевич, а также кадетский казачий класс ООШ №2.

История нашего края тесно связана с казачеством, ведь казаки сыграли определенную роль в заселении края и зарождении угольной промышленности.

Территория нынешнего Донбасса волей судьбы оказалась в центре Дикого поля, простиравшегося с востока на запад, от Дона до Дуная, и с севера на юг, от верховьев Северского Донца и берегов Оки до Азовского и Черного морей. Более трех столетий она оставалась малозаселенной. Позже в эти богатые, хотя и опасные места тянулись все, кто не мог выносить гнет и рабство. Сюда каждой весной из разных уголков России и Украины отправлялись ватаги вооруженных людей, которые возвращались обратно с добычью: лошадьми, рогатым скотом, рыбой, медом и кожей.

Возобновление жизни в Диком поле было связано с колонизацией. В исторической науке существует два понятия освоения степей: колонизация правительственная и народная. Народная вольная колонизация «поля» начиналась еще в XVI веке и предшествовала правительственной, проходящей под контролем Московского государства. В начале XVI века продолжалось движение украинского и русского населения на юг. Очень важным обстоятельством было отсутствие государственной власти. На первых порах заселение Донецких степей проходило не только по воле правительства, но и стихийно, так что правительство России не всегда имело представление, где и какие поселения возникли в пограничье.

Как известно, в 1489-1492 годы в документальных источниках впервые зафиксировано появление казачества. Наибольшую известность получили войска Запорожских и Донских казаков, они были вольными, но позже вошли в состав Российской империи. Особенности казачьего менталитета и вольнолюбие казаков были основными причинами конфликтов с властью. Истории известны многочисленные восстания и мятежи, в результате которых, казачьи войска неоднократно переименовывали и лишали независимости.

Заметным качественным рубежом в развитии казачества    было создание в середине XVI века за далекими днепровскими порогами Запорожской Сечи. Запорожская община доходила к определенному идеалу, неизвестному в предыдущей истории. Принцип равенства властвовал всюду: во время собрания, при распределении имущества, в частной жизни.

Территориально-административной единицей земель запорожского казачества являлась паланка. Восточные земли входили в состав Кальмиусской паланки. Сведения о наличии запорожских зимовников в этих местах приводит историк Д.И. Яворницкий. По его данным, в состав Кальмиусской паланки входило двадцать восемь зимовников, среди которых шестнадцать находились на территории Луганщины, семь из них граничили с территорией нынешнего Свердловского района.

Постоянные нападения со стороны Крымского ханства и его союзников требовали создания эффективной обороны рубежей Южной Руси. Уже в начале 20-х годов XVI века Московское правительство организовало первые сторожевые «заставы» казаков в «Поле». Сторожа — это наблюдательный пост, состоящий из нескольких всадников, которые должны были следить за передвижением татар на заранее обозначенном участке. К числу таких сторожевых застав, возможно, относится найденная археологами в Грушевой балке Провальской степи небольшая крепость из песчаника.

Практически одновременно с запорожцами территорию нашего края обживали донские казаки. Они селились в основном по Дону и его левым притокам (Деркулу, Айдару, Боровой).

Войско Донское начинает свое формирование с середины XVI века. Высшей властью Войска Донского был Войсковой Круг — общее собрание казаков. На рассмотрение Круга выносились важнейшие вопросы жизни Войска Донского: организация военных походов, принятие законов, политика в отношении Крыма, Турции, Москвы.

В 1690 году Войсковой Круг специальной грамотой запрещал пахать землю и сеять хлеб, а нарушителей предписывали «бить до смерти и грабить…дабы воинским промыслам помехи не было». Почти незаселенная окраина, лишенная властных структур, была местом скопления беглых крестьян в XVII — XVIII вв. Вопрос о розыске беглых крестьян стал в начале XVIII века одним из проявлений конфликта между Московским  государством и Войском Донским. Круг тщательно следил за соблюдением неписаного закона: «С Дона выдачи нет». Это означало, что ни правительство, ни бывшие владельцы не вправе требовать от Войска Донского убежавших сюда людей.

В решении своих внутренних проблем Войско Донское было самостоятельным на протяжении XVI-XVII веков, но в своей внешней политике  донское казачество уже в тот период было зависимым от Москвы. Политика Москвы по отношению к донскому казачеству носила двойственный характер. С одной стороны, Россия нуждалась в военной силе казаков для борьбы с Крымом и Турцией. С 1570 года московский двор высылал на Дон порох, свинец, хлеб, вино и денежное жалованье. С другой стороны, своевольное казачество, притягивавшее к себе угнетенных и недовольных, настораживало Москву.

Восстание донских казаков, поддержанное частью запорожцев в 1707-1708 годах под предводительством Кондратия Булавина, стало новой ступенью в процессе эволюции донского казачества. Из вольного «народа на границе» казаки стали составной частью социально-политической системы Российской империи. Известный историк  конца прошлого столетия Семен Номикосов отмечает такие черты казацкой психологии, как глубокая преданность царю, чинопочитание, тщеславие, почтительность к старшим по возрасту и по чину, честность по отношению друг к другу, хитрость и коварство при общении с посторонними.

Через земли нашего края поддерживалась постоянная связь между Запорожской Сечью и Войском Донским. Этой территорией проходил так называемый «тайный» путь из Сечи на Дон, по которому запорожцы ходили на Дон, а донцы – на Запорожье. На этом пути были оборудованы тайные остановочные пункты. Одним из них был Чернухинский пост, который находился  возле речки Чернухиной, где путнику можно было подкрепиться и переждать ненастную погоду.

Запорожские и донские казаки имели между собой договоренность о помощи друг другу в случае необходимости. В основе этого союза двух сообществ вольных людей лежали одинаковые задачи — оградить свои земли от татарских набегов и отстоять свою независимость от московского (а у запорожского еще и польского) правительства, а также  этническое и религиозное родство. Московскому правительству на протяжении XVII века пришлось не раз испытать силу совместных ударов донцов и сечевиков. В конце 40-х годов XVII века отношения запорожских и донских казаков начали портиться. Конфликт между запорожцами и донскими казаками возник тогда, когда столкнулись их экономические интересы: началась война за промысловые угодья.  Причиной этого было то, что земли по рекам Донцу и Миусу как Войско Запорожское Низовое, так и Войско Донское считали своими. В 1744 году на имя императрицы Елизаветы Петровны поступила жалоба от запорожских казаков. Они писали, что пришли на речку Кальмиус ловить рыбу. Здесь на них напали донские казаки, сожгли шалаши, избили и изгнали. Эту территорию на основании заимки донские казаки считали своей. Спор из-за этих земель  затянулся на несколько лет. Жалобы поступали и от той, и от другой стороны. После расследования дела Сенат 13 апреля 1746 года принял Указ «О назначении пограничной межи между землями запорожцев и донских казаков»

Но настал 1775 год — год разрушения по приказу Екатерины II Запорожской Сечи. В спешном порядке земли бывшей запорожской Кальмиусской паланки стали раздаваться старшине донского казачьего образования, которая была более лояльной к царизму и его политике К концу XVIII века на Дону было завершено генеральное межевание земель. Были установлены более точные границы Земли Войска Донского с соседними губерниями. Императрица Екатерина II, которая надлежащим образом оценила преданную службу Войска Донского, явила Войску знак своей новой милости, подарив в 1793 г. грамоту на вечное пользование землями вместе с картой земель Войска Донского. На севере земля донских казаков граничила с Воронежской губернией, на западе — с Екатеринославской, на юге — с Кубанской областями, на востоке — с городом Царицыном.

Таким образом, юго-восточные районы Луганщины в XVIII веке были составной частью Земли Войска Донского. Наш край входил в состав Миусского (впоследствии Таганрогского) и  Черкасского округа. Территория между реками Миусом и Северским Донцом, речками Тузлов и  Каменкой активно осваивалась донской войсковой старшиной,  прежде всего за счет беглых  крестьян. Об этом свидетельствуют материалы донского историка И.М. Сулина. Это же подтверждают и названия населенных пунктов Провалье, Зимовники, Куряче.

С 1776 по 1797 год атаманом Области Войска Донского был Иловайский Алексей Иванович. Он лично влиял на решения войсковых и гражданских дел, а также в вопросах владения плодородными землями Миусского округа. Наибольшее количество земли в северной части получил многочисленный род Иловайских, а также Орловы, Луковкины, Карповы, Астаховы.

В1844 году Императором Николаем I было издано «Положение о войсковых конских заводах Области Войска Донского». Этим Положением определялось учредить для устройства донского коннозаводства четырех войсковых конных заводов, которые должны были служить рассадником лошадей, способных к казачьей службе. Приплод завода назначался для станичных табунов и для продажи казакам. Заводы предполагалось учредить не все сразу, а постепенно в течение восьми лет. Эти предложения не были осуществлены в полной мере. Завод был учрежден только один: Провальский в Черкасском округе Области Войска Донского, который существовал до 1954 года.

Здание завода сохранилось до сегодняшних дней, сейчас там работает сельская библиотека, спортзал, клуб. В 2018 году казаки Должанского юрта в память об историческом прошлом прикрепили на здание памятную доску.

В годы гражданской войны, казаки, как и весь российский народ, разделились на приверженцев белого и красного движений. Многие казаки уехали заграницу и стали зачинателями одной из самых крупных частей белой эмиграции. В 30 годы прошлого столетия, казаков подвергали гонениям и арестам, но казачество не просто выжило, но и сохранило свои традиции и обычаи. Казаки воевали и в период Второй мировой, были созданы легендарные казачьи отряды, отличавшиеся большой организованностью и строгой дисциплиной.

Ребята с интересом и вниманием слушали рассказ о возрождении донского казачества в Свердловском районе  председателя Совета стариков Должанского юрта Мельник Василия Федоровича и атамана юрта Махрова Виктора Николаевича. В конце мероприятия была проведена экскурсия по залам краеведческого музея.

 

 

 

 

 

 

 

На главную

Поделиться