✅ ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД!

Дата публикации 20.06.2024

На базе Свердловского краеведческого музея прошло открытие передвижной выставки из собраний Саратовского художественного музея имени Радищева «Полный вперед!». Выставка состоит из 15 планшетов с произведениями репродукций Алексея Петровича Боголюбова.

В этом году в России проходят открытия выставок, посвященные 200-летию со дня рождения Боголюбова. Сегодняшний выставочный проект, посвященный морским баталиям, впервые представлен на территории Луганской Народной Республики.

Талант Алексея Петровича Боголюбова не уступает таланту его современников – Репина, Поленова, Шишкина, Айвазовского.

Алексей Петрович оставил потомкам разнообразное наследие: живописное и графическое – виды западноевропейских и российских городов, пейзажи побережий, парков, деревень, изображения легендарных баталий, а также литературное – увлекательные мемуары «Записки моряка-художника». Но главным трудом своей жизни Боголюбов считал основанный им в Саратове в 1885 году Радищевский музей – богатейшее собрание произведений мирового искусства, созданный в память его деда, писателя А.Н. Радищева.
На мероприятии присутствовал советник генерального директора Федерального государственного учреждения культуры «Саратовский государственный художественный музей имени Александра Николаевича Радищева» Калинина Людмила Леонидовна — «Фигура Боголюбова уникальна. Творческая и общественная деятельность Алексея Петровича поражает своим масштабом и многогранностью. Пейзажная трактовка военного сюжета при соблюдении документальной точности, отсутствие четкого деления на «своих» и «чужих», эмоциональная насыщенность колорита – вот те черты, которые отличают произведения Боголюбова, вдохновленные сражениями русских моряков».

Боголюбова очень часто сравнивают с Айвазовским. Напрашивается это сравнение, потому что оба маринисты и при, чем выдающиеся. Но Айвазовский показывает именно морскую стихию, совершенно дикую, не подчиняющуюся человеку. Айвазовский – это романтик. Боголюбов – реалист.

Боголюбов известен прежде всего как создатель масштабных серий полотен, посвященных военным победам русского флота. Исполненные по императорским заказам, они обладают уникальной документальной ценностью, позволяя воочию представить ход морских баталий петровской эпохи, времен Крымской войны и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Картины Боголюбова, такие как «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» (1866, Государственный Русский музей), не случайно именуются историческими реконструкциями. Они отличаются неукоснительной точностью в изображении кораблей, эпизодов боя и топографических особенностей ландшафтов, где проходили сражения. Работая над картинами, художник использовал рисунки и этюды, созданные в местах, где разворачивались военные события — на турецком побережье, в Финском заливе и на Дунае.

«Мы рады, что наш музей стал одним из площадок, где каждый желающий непременно отроет для себя новые грани российского искусства, наполненные историческим духом и героизмом предков», — отметила Ирина Заверуха, заместитель директора Свердловского музея.

Приглашаем жителей и гостей города на выставку, которая продлится до 20 июля.

На главную

Поделиться